pasha

Запоздалые впечатления от Вавилона-5

Когда-то давно, лет 20 назад, некоторые мои друзья увлекались "Вавилоном-5" и играли в него, а я его не смотрел. Кинув в какой-то момент на него взгляд, я увидел антураж, вызвавший у меня ассоциацию с эстетикой детского сада, и окончательно потерял к нему интерес. Однако в начале этого года я внезапно попытался начать смотреть Вавилон с начала - и неожиданно втянулся. В отличие от "Стартрека" и "Доктора Кто", которыми я несмотря на все попытки так и не проникся, в Вавилоне обнаружился смысл. Впечатление от визуального ряда никуда не делось - но когда я понял, что его вообще надо считать не телесериалом, а чем-то средним между спектаклем и аудиокнигой, это стало неважно. Неважно, как именно в нем пытаются показать происходящее - важна лишь история, которую нам пытаются рассказать.

Эта история - не научная фантастика и даже не космоопера. По сравнению со "Звездным крейсером Галактика" или даже "Светлячком" она проста и наивна. Коммандера Билла Адаму хватил бы удар, если б он увидел, как ведущие офицеры космической станции с риском для жизни лично отправляются решать возникающие проблемы, а вся военная иерархия сводится к личным отношениям основных действующих лиц, которые, похоже, никогда не слышали об уставе. А все потому, что персонажи "Вавилона" - эпические герои, и мир, который окружает их - это мир фэнтези. Странности инопланетных рас намного легче принять, если признать, что это такие эльфы, орки и т.п., что возможности древних рас - скорее не технологии, а магия, что на фоне политических игр никуда не делись понятия абсолютного Добра и Зла.

Поэтому, как и положено персонажам фэнтези, герои "Вавилона" на протяжении всего сериала демонстрируют, что, несмотря на уровень технологий, историю цивилизации определяют не закономерности социального развития, а личный выбор тех, кто готов взять за него ответственность. На мой взгляд, история Вавилона-5 - это лучшее переложение эпической истории Берена и Лютиэн в космическом антураже - происходящее в обществе, построенном по образу и подобию современного.

Ценность этой истории, на мой взгляд, именно в том, что герои сериала неоднократно демонстрируют, что даже в современном обществе, где, казалось бы, от одного человека ничего не зависит, можно и нужно делать выбор в пользу личных принципов, не следовать правилам, навязываемом обществом, и не становиться еще одним его винтиком - пусть и с риском для карьеры или даже жизни. Потому что примеры таких эпических героев, как Лютиэн, отказавшейся от своей расы ради любви, и Берена, готового пожертвовать своей жизнью ради защиты дорогого ему мира, вдохновляют других делать свой выбор - и в конечном итоге становятся механизмом, за счет которого один или два человека могут перевести стрелки истории.

This entry was originally posted at https://pashap.dreamwidth.org/228208.html (comment count unavailable comments).
pasha

Котор. Крепость св.Иоанна

Нас с Хэлкой занесло в Черногорию, в г.Котор (который не имеет никакого отношения к вселенной Звездных войн). На фото внизу светится сам город, а над ним цепочка огней по периметру крепости св.Иоанна, выстроенной венецианцами для защиты от турков.


А на следующий день мы пошли наверх.
Collapse )
pasha

К вопросу об изменениях климата

UPD. Изначально я выкладывал рекомендацию смотреть интервью с К.Ю.Еськовым, однако в начавшуюся дискуссию пришел 5x6, имеющий профессиональное отношение к обсужаемой теме, и раскритиковал Еськова за недостаточную научность. Я по-прежнему полагаю, что послушать Еськова полезно - он в процессе рассказывает про ряд важных событий и закономерностей в истории Земли, однако перед самим интервью привожу подробный коммент 5x6:

Ключевые понятия в данном случае - циклы Миланковича и углеродный цикл.

Тезисно, примерно так:
1. Средняя температура на Земле, Т, испытывает периодические вариации, связанные с периодическими изменениями эксцентриситета земной орбиты, ее наклона к эклиптике и наклона земной оси. Это три разных периодичности, которые взаимодействуют между собой.
2. Земной климат в целом довольно неустойчивая система, поэтому очень небольшие изменения в количестве получаемой радиации вызывают многократно усиленные колебания Т.
3. Одна из причин такого усиления - углеродный цикл. Океаном поглощается и выпускается большое количество СO2 и др. газов, и этот процесс находится в неустойчивом равновесии. В этом состоянии из-за положительной обратной связи очень небольшое изменение баланса СО2 может вызвать непропорционально большой эффект (это к вопросу о действительно относительно малом антропогенном факторе). Именно поэтому циклы Миланковича ассиметричны - потепление происходит на порядок быстрее похолодания.
4. Причины периодических изменений Т - астрономические. Но на протяжении последних миллионов лет амплитуда была разной. Прследние несколько циклов стабилизировались на Т, на несколько градусов выше нынешней (что тоже очень много), но до этого бывали периоды нагрева до температур на десятки выше нынешней. Где остановится нынешний цикл - неизвестно, и малый антропогенный фактор МОЖЕТ, хотя и не гарантированно, повлиять на этот максимум. Напоминаю, система внутренне неустойчивая.
5. Через периоды потепления, подобные нынешнему, Земля проходила неоднократно. Однако, в отличие от предыдущих 4-5 циклов, скорость потепления в несколько раз больше. Является ли это случайным совпадением с появлением антропогенного фактора или здесь казуальная связь, точно неизвестно, но последнее является вполне разумной рабочей гипотезой.

P.S. Проблема с политизацией глобального потепления в том, что она сдвигает центр тяжести с того факта, что ГП есть, и оно неизбежно, и надо к нему готовиться, на то, до какой степени можно его замедлить, уменьшая антропогенный фактор. Да, скорее всего антропогенный фактор есть и он существенно ускоряет процесс, но в любом случае надо понимать, чем этот процесс грозит человечеству, и как к этому готовиться. Независимо от того, насколько он быстрый или медленный.

-------------------------------------------------------------------------
Если хочется понять, в каких терминах думают не климатологи, а настоящие ученые, рекомендую смотреть интервью с К.Ю.Еськовым:


Основные тезисы коспективно. Изменения климата, безусловно, происходят. Характерные временные масштабы, на которых происходят существенные изменения - десятки тысяч лет. Мы живем в холодный период, в котором последнее время наметилось небольшое потепление. Впрочем, это потепление может спровоцировать ледниковый период, и хочется верить, что этого все же не случится. Человеческий вклад в концентрацию углекислого газа в атмосфере пренебрежимо мал, потому что основной регулирующий фактор - динамическое равновесие с мировым океаном, в котором углекислого газа растворено в 60 раз больше, чем есть в атмосфере. Отмечу, что при этом основным газом, поглощающим излучение Земли, является совсем не углекислый газ, а водяной пар.

This entry was originally posted at https://pashap.dreamwidth.org/227451.html (comment count unavailable comments).
pasha

Либертарианская Луна

Прочитал "Луну" Йена Макдональда - обе книги, которые переведены на русский язык. Обычно ее сравнивают с "Дюной, "Игрой престолов" и "Луной - суровой хозяйкой". Это, безусловно, все так, я бы еще добавил "Крестного отца" к этому списку. Но наиболее интересным мне показалось то, что это попытка описания общества, основанного на принципах либертарианства. Более реалистичного общества, чем то, которое описано в Меганезии - так что в книге это общество приходит к краху. Я не осознавал сходства, пока Ариэль Корта не прочитала лекцию о социальном устройстве Луны, но после это стало очевидно:

"Проблема с демократией в том, что у нас уже есть более эффективная система. Мы не государство, мы – экономическая колония. Если бы я проводила аналогию с чем-то земным, то привела бы в пример что-то замкнутое и ограниченное в силу особенностей среды. Рыбацкая лодка в открытом море или, может быть, исследовательская база в Антарктике. Мы клиенты, а не граждане. Мы культура рантье. Мы ничем не владеем, у нас нет имущественных прав, мы общество с низкими ставками. Ну и с чего вдруг мне принимать участие в управлении обществом?

Проблема демократии – даже такой элегантно сконструированной, как предложенная модель прямой демократии – в «бесплатной езде». Всегда будут те, кто не хочет участвовать, но они разделяют преимущества с теми, кто на самом деле вовлечен. Если бы «бесплатная езда» сошла мне с рук, я бы ею, несомненно, воспользовалась. Нельзя заставлять людей заниматься политическими делами – это тирания. В обществе с низкой выгодой для участия в конечном итоге большинство занимаются «бесплатной ездой», а политические вопросы решает маленькая каста. Оставь демократию тем, кто желает ее практиковать – и неизменно получишь сформировавшийся политический класс. Или еще хуже, представительную демократию. Прямо сейчас у нас есть система отчетности, которая включает каждого человека на Луне. Наша правовая система делает каждого человека ответственным за его жизнь, безопасность и достаток. Это индивидуалистично, это распыляет общество, и это жестко, но зато понятно. И границы ясны. Никто не принимает решений и не берет на себя ответственность ни за кого другого. Луна не признает группы, религии, фракции или политические партии. Есть люди, есть семьи, есть корпорации. Ученые прибывают с Земли и закатывают глаза от того, что мы, дескать, конченые индивидуалисты, не имеющие понятия о солидарности. Но у нас на самом деле есть то, что они называют гражданским обществом. Мы просто считаем, что проблемы лучше решать переговорами, а не законодательно. Мы безыскусные завистливые варвары. И мне это весьма нравится."

This entry was originally posted at https://pashap.dreamwidth.org/227148.html (comment count unavailable comments).
pasha

Не сердце бури, а буря в сердцах

Вернулся с ролевой игры "Сердце бури". Это была игра о судьбе цивилизации Земли, пережившей атомную катастрофу. Часть людей научилась жить в радиактивных пустошах, сформировав новую самобытную культуру, объединившую странные ритуалы и суеверия, осколки старых знаний и проявившиеся у некоторых мутантов сверхестественные псионические возможности - об этом была первая игра этой серии, на которой я не был. Другим посчастливилось выжить в городе, находившемся далеко от всех ядерных ударов - в нем удалось сохранить прежний образ жизни и ценности погибшей цивилизации. Горожане Тейлор-сити считали себя последним оплотом старого мира, обязанными нести знание и культуру в окружающий их дикий мир - и очень удивлялись, почему им там не рады. На момент игры город уже был окружен кольцом военных баз, старавшихся контролировать окружавшие их местные поселения, проповедовать демократические ценности и исследовать мутантов. Игра была очень многоплановой, одновременно происходило множество скрытых от глаз социальных процессов, но главным был не глобальный сюжет, а судьбы отдельных людей, оказавшихся в этих сложных условиях.

Я был солдатом-связистом на одной из военных баз. Будучи отчасти родом из Пустошей (оттуда были родители отца персонажа), я смотрел на местных несколько более терпимо, чем большинство военных. Противостояние между военными Тейлор-сити и повстанцами-деструкторами, которые хотели разрушить систему статусов граждан города и отстоять права мутантов, я воспринимал как войну жестянщиков и корчевщиков из "Неукротимой планеты" - можно было считать местных полностью деградировавшими дикарями, которых надо возвращать в лоно цивилизации, но можно было и новым эволюционным витком человечества, приспособившимся к новым условиям обитания. А город, безусловно, сохранил старую цивилизацию - но при этом не было уверенности, что он способен успешно выдерживать естественный отбор в этих новых условиях. А раз уж я принес присягу городу - я обязан защищать его от всего, что угрожает его выживанию.

Примерно отсюда вырос мой личный сюжет - местных я считал такими же людьми, как и мы. Поэтому когда командующий нашей базы казнил безоружную местную в рамках акта мести за действия ее родственника, я бросил свой бронежилет ему в лицо и отказался служить в этой армии. Вернулся в строй я только после того, как майор (под давлением других офицеров базы) снял с себя обязанности командующего. А после этого необходимость выбирать свалилась на всех военнослужащих - в городе случился военный переворот. Наша база осталась верна прежнему демократическому правительству, соседняя база подчинилась пришедшим из штаба приказам генерала, захватившего власть. Примерно за пол-дня ситуация из дружественного отношения между базами дошла до состояния гражданской войны, при которой бывшие друзья начали стрелять друг в друга - и те, и другие считали, что делают это ради будущего города. Наша сторона полагала, что военная диктатура отбрасывает развитие города назад и делает его окончательно неконкурентноспособным, и даже вступила в союз с повстанцами, наши противники считали, что мы отдаем город во власть мутантам. Все испытывали горечь от происходившего, но не видели иного выхода.

Это лишь один из сюжетов, развернувшихся на этой игре - как я говорил, на самом деле там параллельно происходило много всего другого, я описал лишь то, что коснулось меня лично. Так что игра была очень сильной, огромная благодарность мастерам - Евин, Руте, Кирке и всей мастерской группе. И огромное спасибо нашей базе Омега - базе, имевшей дурную репутацию, куда отправляют в основном неблагонадежных солдат и офицеров. В результате коллектив базы оказался сборищем самобытных личностей, почти каждая из которых имела свой скелет в шкафу. И особое спасибо - бывшему командующему базы майору Миллигану и нынешнему исполняющему обязанности ком.базы капитану Гвендолин Финн, которой мой персонаж остался безоговорочно предан до самого конца игры.

This entry was originally posted at https://pashap.dreamwidth.org/226918.html (comment count unavailable comments).
pasha

Чернобыль: правда и истина

Вышедший недавно сериал "Чернобыль" оставил у меня противоречивые впечатления. С одной стороны, безусловно полезно показать тем, кто не застал, и напомнить тем, кто уже забыл подробности, историю о том, как люди пережили тяжелейшую катастрофу и сделали все, чтоб минимизировать ее последствия. Не зря же после сериала у многих памятников Чернобылю появились цветы, которых до того там не было годами. Тем более что создатели сериала действительно постарались воссоздать облик той эпохи. Так что появление этого сериала не может не радовать.

С другой стороны, создатели сериала заложили в него вполне конкретную мораль, и ради нее исказили ряд деталей происходивших событий. А так как в сериале действуют реально существовавшие люди - их образы тоже оказались искажены. Подозреваю, что если б эти люди дожили до наших времен и увидели сериал - он бы их расстроил.

История Чернобыля, со всеми ее неочевидными предпосылками аварии и важностью человеческого фактора, вполне достойна производственного романа-катастрофы в стиле Хэйли. Однако разница между жизнью и художественной литературой обычно в том, что в первой действуют реальные люди, в которых невозможно разделить плохие и хорошие стороны, тогда как в литературе почти всегда можно понять, кого автор поставил на роль героя, а кого - злодея. Увидев в 1-й серии, что из Дятлова делают однозначно отрицательного персонажа (в следующих сериях это только усугубилось), я полез в документальные тексты о происходивших событиях.

Собственно, крайне рекомендую параллельно просмотру сериала читать тексты о том, как все происходило на самом деле: в первую очередь книгу А.С.Дятлова "Как это было" и стенограмму кассет В.А.Легасова "Об аварии на Чернобыльской АЭС" - и то, и другое несложно найти в сети. Кассеты, кстати, Легасов совсем не прятал от КГБ - они были надиктованы для В.Губарева, автора пьесы "Саркофаг", и позже переданы ему. Если же захочется разобраться в подробностях - то есть книга Н.В.Карпана "Месть мирного атома" - обо всей истории советской атомной энергетики вплоть до Чернобыля. Последние две части книги посвящены подробному разбору событий во время аварии на ЧАЭС (вплоть до показаний приборов) и суду над персоналом станции.

Collapse )

This entry was originally posted at https://pashap.dreamwidth.org/226798.html (comment count unavailable comments).
pasha

Мстители круглого стола

"...архетипом, прообразом ВСЕХ произведений фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола...
Толкин проехался по артуровскому архетипу, как донской казак по степи."
А.Сапковский


Один из важнейших элементов фэнтезийных сюжетов - роль личности в истории, т.е. наличие Избранного, который может сделать то, на что кроме него никто не способен. Истории про супергероев, таким образом, неизбежно оказываются частным случаем фэнтези. Артуровский миф, к которому аппелирует Сапковский, в этом контексте становится фэнтези в квадрате - в нем идет речь не об отдельном Избранном, а о целой организации таких Избранных, собравшихся вместе ради благородной цели: защиты страны от любых врагов.

80-летняя история киновселенной Марвел, рассказанная нам в 22 фильмах и сопутствующих сериалах, посвящена созданию, периоду расцвета и распаду другой сходной организации - ЩИТа, объединившего ради защиты Земли от экстраординарных угроз как обычных людей, так и супергероев. Collapse )
pasha

Церковные расследования

Мне за последний год попалось сразу несколько книжных серий, к которым применимы слова "церковные расследования". Во всех случаях действие происходит в условной средневековой Европе, во всех случаях имеют место проявления различных сверхестественных сил, так или иначе вписанных в квазихристианскую метафизику (т.е. связанных с судьбой человеческих душ после смерти или влиянием ангельского и демонического планов - в этом отличие всех этих циклов от, скажем, мира "Ведьмака"), во всех случаях главный герой как-то связан с одной из околоцерковных организаций, которым полагается защищать людей от враждебных проявлений сверхествественного. И в каждой из серий есть некая особенность мира или героя, которая делает всю историю нетривиальной и вызывает интерес.

"Страж" Пехова - наверное, самый банальный в этом списке. Братство стражей специализируется на ликвидации душ, задержавшихся в мире людей после смерти физического тела, тогда как борьбой с демоническими силами положено заниматься другим околоцерковным структурам. При этом поначалу локальные приключения героя постепенно ведут к раскрытию глобального устройства этого мира как арены борьбы между райскими и демоническими силами.

Про "Конгрегацию" Надежды Поповой я уже писал. Основная нетривиальная особенность этого цикла - собственно, сама конгрегация, обновленная версия инквизиции, ведущая расследования преступлений с использованием черной магии не по средневековым меркам "молота ведьм", а по современным процессуальным нормам, требующим доказательств вины не только для вынесения приговора, но и для применения пыток. Главный герой, Курт Гессе, ведет расследования преступлений, совершенных с использованием сверхестественных сил, но пользуется при этом в первую очередь логикой и здравым смыслом. Так что это полноценный детектив, и это не может не радовать.

"Экзорцист" Павла Корнева - скорее не детектив, а шпионский роман. Главный герой - на самом деле совсем не член ордена экзорцистов. Статус экзорциста для него - только прикрытие в работе на разные спецслужбы различных государств. Впрочем, способы изгнания демонов из одержимых ему знакомы. Постепенно выясняется, что все сверхестественное в этом мире идет от демонов (потому и нужен орден экзорцистов), а никаких светлых сил в этом мире нет. При этом демонов вполне можно использовать в своих личных целях (на свой страх и риск, так как есть опасность потерять контроль над собой), так что обычно герои и преступники, как и в реальном мире, различаются лишь целями, но не методами. Благие цели при этом далеко не всегда сочетаются с государственными интересами, так что людям, сохранившим в душе альтруистические побуждения, приходится не только бороться с теми, кто использует демонические сущности в личных целях, но и крутиться, чтоб не попасть в колеса государственной машины. Более того, постепенно приключения героя-трикстера превращаются в эпическое фэнтези, в котором действия главного героя и других таких же небольших людей позволяют ликвидировать Темного Властелина, уже почти вошедшего в полную силу.

Наконец, четвертая серия - "Цикл про Мордимера Маддердина" Яцека Пекара. Как и в "Конгрегации", главный герой - инквизитор, ревностно заботящийся о спасении душ чернокнижников, еретиков и прочих преступников, встречающихся на его пути. Однако в отличие от Курта Гессе, Мордимера практически не волнует, если в процессе расследования погибают невинные люди (в конце концов, тем быстрее они попадут в царствие божие). Кроме того, он склонен не забывать о своей личной выгоде, если, конечно, это не противоречит его долгу. Так что поначалу он производит скорее отталкивающее впечатление. Постепенно, однако, становится ясно, что дело совсем не в личности главного героя, а в логике всего мира, на которой не могло не отразиться то, что основой христианства в нем стало не милосердие, а отмщение. Так что на фоне большинства обитателей этого мира главный герой выглядит откровенным идеалистом. В переведенных на текущий момент книгах нет пока всех ответов, но по косвенным признакам создается впечаление, что [весь этот мир...]весь этот мир находится не на Земле, а скорее в чистилище, куда богу нет пути, а наполовину падшие ангелы пытаются силой заставить всех его обитателей служить господу, жестоко наказывая за любую оплошность.

This entry was originally posted at https://pashap.dreamwidth.org/226271.html (comment count unavailable comments).